Киевский конный трамвай

Из истории киевского трамвая — конный трамвай.

В 1870-80-х годах рассматривалось несколько проектов строительства в Киеве городской железной дороги на лошадиной тяге, первый из которых появился еще в 1869 году, но ни один не был воплощен в жизнь.

Но уже совсем скоро, в восьмидесятых — девяностых годах XIX века, Киев становится одним из крупнейших торгово-промышленных городов, важным транспортным узлом и административным центром всего Юго-Западного края Российской империи. Увеличивается количество жителей, расширяются киевские пригороды, и отдельные разрозненные части города в результате интенсивной застройки свободных территорий сливаются в единое целое. На тот момент в Киеве проживало более 200 000 человек. Им все труднее становилось добираться из одного района в другой и с окраин к центру. Пешком приходилось преодолевать крутые подъемы улиц, а нанимать извозчика имел возможность далеко не каждый. Правда, были в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов XIX века омнибусы, но они как появились, так и исчезли незаметно. Единственным транспортом в городе оставался конный. А жизнь требовала доступных и массовых средств передвижения. Учитывая тогдашнее состояние улиц, рельсовый транспорт имел неоспоримые преимущества перед любым другим. В этом другие города Российской империи тогда значительно опережали Киев. До девяностых годов XIX века в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Харькове, Тифлисе, Ростове-на-Дону уже действовали городские дороги на конной тяге, в народе называемые просто «конки», ходили даже паровые трамваи.

Киевский конный трамвай

Что же такое конный трамвай, или просто — конка. О ней в 31-м полутомах «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона (1895) говорится: «Конножелезные дороги имеют колею из железных (или стальных) рельсов, по которой тяга вагонов производится лошадьми. Кроме этих существенных признаков, случайным свойством конножелезных дорог, зависящим от условий наиболее производительной работы лошадиной силы, является преимущественное применение их в городах и пригородных местностях. Рельсовые пути для конной тяги укладываются в полотне обыкновенных или шоссейных дорог или на городских улицах, на которых рядом с рельсовой дорогой происходит также движение обыкновенных экипажей и пешеходов».

В 1885 году наметились реальные действия киевской власти — был проведен конкурс предпринимателей на право строительства конки. После этого 15 (27) января 1886 года в городской управе собрали все заинтересованные стороны для окончательных переговоров. Представители Брянского рельсопрокатного завода заявили, что одновременное устройство всей запроектированной по городу сети невозможно. Поэтому они предложили вначале провести дорогу в центральных районах. Но потом все же согласились на прокладку конки на окраинах, если город будет гарантировать устройство парового подъема для соединения конной дороги на Подоле со Старым Киевом. Если же нет, то предприниматели были согласны построить две отдельные дороги.

В марте 1886 года военный инженер генерал Аманд Струве, строитель железнодорожного моста через Днепр, подготовил свой вариант прокладки сети конной железной дороги общей протяженностью 12 305 саженей (примерно 26 км 250 м).

Городская дума стала раздумывать не спеша, но все же, как писала газета «Киевлянин», «после долгих проволочек, вопрос был решен в пользу проекта А. Струве:

«Сооружение конно-железных дорог в Киеве предоставить предпринимателю Струве. Уполномочить управу заключить со Струве предварительное условие, потребовав от него залог в 30 тыс. руб.». 

На заседании сентября 1886 г. за это решение было отдано 33 голоса против 3-х. Протяженность будущей сети конки определили в 23 версты (примерно 24,5 км; по другим данным: 24 версты 204 сажени = 26 км). Первую линию решено было вести от Царской площади (ныне – Европейская) до Демеевского шоссе у моста через реку Лыбедь (сейчас – район Лыбедской площади).

8 (20) июня 1889 Аманд Струве подписал контракт с Киевской городской Думой, а за полгода создал акционерное «Общество Киевской городской железной дороги», которое занималось внедрением трамвая на улицах города. 

Работы по прокладке рельсовых путей конки начались 1 (13) августа 1890 года, причем одновременно с двух сторон от нынешней Лыбидской площади и от Троицкой церкви, стоявшей на углу Большой Васильковской и Жилянской улиц. Тогда несколько сотен рабочих взялись копать котлован и укладывать рельсы. Никаких машин или механизмов у строителей тогда не было. Все работы выполнялись только вручную. Главными инструментами первых строителей рельсовых путей конки были лопаты, ломы, кирки, молотки и гаечные ключи. Рельсы пилили ручной ножовкой, а отверстия для тяги и стыковых болтов сверлили вручную. Транспорт на строительстве использовали только гужевой. Ежедневно работало более сотни различных подвод — грабарок, площадок и роспусков. А 16(28) августа 1890 года был начато сооружение Васильковского парка. Уже к началу 1891-го здесь построили казармы для работников, конюшни, мастерские, кузницу, вагонные сараи и другие необходимые сооружения.

21 декабря 1890 (2 января 1891) был утвержден устав «Общества Киевской городской железной дороги» с основным капиталом в 1 млн. рублей, образованным путем выпуска 4000 акций по 250 рублей каждая. Крупнейшим акционером этой компании стал киевский миллионер Лев Бродский, которому принадлежали две трети основного капитала предприятия.

В мае 1891 года для поставки подвижного состава и строительных материалов начали прокладывать пути от Васильковского парка до станции «Киев — Товарный». И уже в июне в город прибыли первые вагоны конки. Газета «Киевлянин» тогда писала:

«Для дороги доставлено уже несколько вагонов изящной и легкой конструкции темно-коричневого цвета, с фонарями и звонками. Вагоны имеют по 7 отделений и вмещают 20-25 человек. На вагонах сделаны надписи белой краской с обозначение соединяемых районов («Крещатик — Васильковская» и т. д.)». 

Следует отметить, что репортер газеты немного ошибся: на самом деле все вагоны конки имели по шесть отделений: две площадки на 8 стоячих мест и четыре отделения на 16 мест для сидения.

Киевский конный трамвай

Все первые трамваи киевской конки были однотипными, двухосевыми, открытыми, одного класса достаточно простой и легкой конструкции. Длина вагона составляла 6 метров, ширина 2,3 метра. Места для сидения располагались поперек кузова на всю его ширину. Вход в каждое отделение и на площадки был только с двух сторон, для чего вдоль всего кузова установили сплошные ступеньки. В непогоду пассажирские отделения накрывались специальными шторками. Вагон имел механический колесно-колодочный тормоз с винтовым приводом. Освещался вагон тремя-четырьмя керосиновыми лампами. Сцепные приборы, расположенные с двух торцов всех вагонов, были рассчитаны на использование с любыми видами тяги — конной, паровой и электрической.

Киевский конный трамвай
Конка на Фундуклеевской.

Наконец, 18 (30) июня 1891 года в самом конце улицы Большой Васильковской, возле усадьбы Чернышева и городских скотобоен, состоялось официальное освящение закладки работ по устройству конной железной дороги. Это был чисто символический акт, ведь на самом деле работы давно уже велись. Молебен совершил священник церкви св. князя Владимира. Как писали газеты, начальник губернии Л. П. Томара прикрепил молотом и гвоздем рейку к шпалам, второй гвоздь вбил вице-губернатор, затем городской голова С. М. Сольский и другие лица. После официальной церемонии был дан завтрак для примерно 100 человек, собравшихся на торжество, с провозглашением заздравных тостов. Один из трамваев после завтрака был испытан в движении, и вместо коней его протянули рабочие, за которых А.Е.Струве провозгласил тост. На торжествах играл «хор военной музыки».

Киевский конный трамвай
Вагон конки на линии Крещатик — Васильковская. 1891.

После этого началась активная подготовка к открытию регулярного пассажирского движения на первой линии конки: набирали и обучали персонал, подбирали лошадей и упряжь для двухсменной работы, устанавливали графики движения. Тогда же всем работникам киевской конки выдали форму: кондукторам — темно-зеленые кафтаны (такого же покроя, как у железнодорожных кондукторов) с синими поясами и серебряным галуном на фуражках. Кучера имели такие же кафтаны, но фуражки были без серебряного галуна. Эскизы одежды работников утверждала городская управа.

1 (13) июля газета «Киевлянин» сообщила, что со стороны Демеевки рельсы уже проложены почти до церкви князя Владимира (теперь на месте церкви находится дворец «Украина»), а сверху достигли еще только Троицкого рынка на одноименной площади.

Но уже в 8:00 вечера 18 (30) июля по Большой Васильковской прошел первый пробный вагон конки с «бесплатной публикой». Его появление «привлекло многочисленную публику на улице, а дети целой толпой бежали на перегонку с лошадьми».

Приближалось время открытия регулярного движения, и 25 июля (6 августа) городская дума утвердила правила пользования конкой:

«Правом проезда по городским железным дорогам пользуются лишь лица, уплатившие следуемые за проезд деньги и получившие от кондуктора билеты. За проезд детей моложе 5-ти лет, не занимающих отдель­ных мест и находящихся на руках провожатых, плата не взимается. Не допускаются в вагоны: 1) находящиеся в нетрезвом виде; 2) арестанты, в сопровождении конвойных; 3) лица, которые вследствие нечистоты одежды или запаха могут быть неприятны пассажирам, например: трубочисты, маляры, селедочницы и т.п. Вход и выход пассажиров допускается только через заднюю площадку вагона На ступеньках площадок стоять воспреща­ется. Не допускаются в вагон вещи, имеющие неопрятный вид, марающие платья и издающие дурной запах, а также животные и птицы. Курение табаку внутри вагонов воспрещается. По всей сети городских железных дорог воспрещается сбрасывание на полосу, занимаемую рельсовым путем, всяких предметов, как-то: сору, снега, песку и т.п. Во время движения по улицам все без исключения экипажи, в том числе и извозчичьи, а равно прохожие при приближении вагонов обязаны немедленно сворачивать с пути городских железных дорог. Запрещается состоящей при вагоне прислуге оставлять без присмотра лошадей на местах остановки вагонов. На городских железных дорогах не допускаются служащие к исполнению обязанностей в нетрезвом виде». 

Киевский конный трамвай

30 июля (11 августа) официально начался регулярное движение конки от Демеевки к Великой Жандармской (Саксаганского) улице. В этот день первый вагон отправился от станции «Лыбидь» в 7 часов утра. Его обслуживали четыре работника — кучер, кондуктор, контроллер и бывший служащий московской конки, специально приглашенный из Москвы в Киев для управления. Сначала в вагон сели два пассажира, дорогой зашли еще пять, потом еще и еще. Всего за первый день работы линии было перевезено 3350 пассажиров. Этот день считается днем ​​официального открытия киевского трамвая. И именно в этот день на киевских улицах впервые появился общественный транспорт.

В тот же день приступили к своим обязанностям по техническому обслуживанию и ремонту путей первые рабочие-дорожники. Это были путевые сторожа (так называли тогда путевых обходчиков) и вилочники (стрелочники).

А за неделю, 6(18) августа 1891 года, линию продлили до Царской площади (ныне — Европейской). И потащили лошади в центр Киева открытые вагончики «изящной и легкой конструкции с фонарями и звонками». Недельная задержка с открытием движения к Царской площади произошла из-за отставания дорожных работ — не закончили мостить пути и не убрали лишний камень. 

Газета “Киевлянин” писала:

«Конка. 6 августа открылось движение конки от Европейской гостиницы по Крещатику и Васильковской до моста на Демиевке. Толпы публики буквально осаждали вагоны, которые были мгновенно наполнены желающим прокатиться. Очень многие из публики, вскакивающие на ходу и выпрыгивающие из вагонов, преимущественно из простых классов, срывались и катились на мостовые, теряя шляпы и пачкаясь в пыль. Серьезных ушибов, однако, не было. Вагоны отличаются поместительностью и хорошими эластичными рессорами. На более крутых местах к вагонам припрягается третья лошадь, ожидающая в разных пунктах едущий вагон. Припряжка производится на ходу, в несколько секунд, посредством прицепки сбруи к особым крючкам вагонов. В общем, однако, движение не отличается быстротою, и на разъездах вагоны задерживаются достаточно долго. Очевидно, необходимо отправлять большее число вагонов. Всех пассажиров проехало за первый день открытия 10057

13 сентября газета «Киевлянин» сообщила, что в течение августа 1891 года городской железной дорогой было перевезено 263 115 пассажиров и выручено за продажу билетов 15 160 руб. 5 копеек.

С завершением работ на Большой Васильковской и Крещатике подрядчики начали переводить бригады рабочих и извозчиков на другие линии киевской конки — Подольскую, Львовскую, Печерскую.

26 октября (7 ноября) 1891 года был введен второй (Подольский) маршрут: Александровская (Контрактовая) площадь — Троицкое (теперь – Подольское трамвайное) депо по улицам Константиновской и Кирилловской. В конце 1891 года линию продлили от Александровской площади до Церкви Рождества (сейчас — Почтовая площадь).

Но конка не смогла решить всех проблем, связанных с киевским рельефом. В частности, из крутизны Александровского (Владимирского) спуска первые две линии так и не были связаны в единую сеть. Из-за наклона лошади не смогли бы здесь работать.

В связи с этим Аманд Струве еще в апреле 1890 года обратился в Киевской городской управе с предложением ввести в городе электрические трамваи. Этому предложению оппонировала администрация Киевского телеграфа, ведь, по их мнению, электродвигатели мешали бы телефонным и телеграфным сетям. Струве был обязан дать подписку о компенсации убытков в случае, если трамваи будут мешать телеграфу и телефону.

Киевский конный трамвай
Конка перед Университетом св. Владимира.

Уже после пуска электрического трамвая (13(25) июня 1892 года) сеть конки продолжала расширяться: 13(25) июля 1892 года введена Львовская линия: Крещатик — М. Житомирская ул. — Б. Житомирская ул. — Сенная (Львовская) пл. (c 2(14) июля 1894 года — электрическая тяга); 19 сентября (1 октября) 1893 года – Печерская: Царская пл. — Никольские ворота (сейчас — Арсенальная пл.) (с 28 октября (9 ноября) 1893 года — электрическая тяга).

Киевский конный трамвай
Конка на Сенной площади.

Конный трамвай был полностью заменен электрическим в 1894 году. После этого конка появлялась изредка до пуска электрического трамвая во временном режиме. Например, 13(25) февраля 1895 года была введена Шулявско-Владимирская линия: от Караваевской пл. (сейчас – пл. Льва Толстого) до Андреевской церкви, но уже в октябре 1895 года здесь пустили электрический трамвай.

Киевский конный трамвай
Бессарабская площадь. Конка движется с Большой Васильковской на Крещатик. 1892.

Использованы материалы — ВикипедияБлокнот Киевлянина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest