Четверг, 30 мая, 2024
История КиеваНовости

Как выглядел один из первых автомобилей в Киеве. Историческое фото 1898 года

Старейшее, из известных, фото автомобиля на Киевщине.

Из исследования истории автомобилизации нашей страны. Сегодня мы демонстрируем самое старое из известных фото автомобиля на Киевщине. 1898 г. Это фото из книги-воспоминаний Галины фон Мекк “Как я их помню”, которая вышла в печать только в 2019 г. Галина – дочь известного в те времена барона Николая Карловича фон Мекка, непосредственный участник тех событий, кроме того, она сама есть на том фото. Поэтому ее воспоминания очень важны для установления истины.

На нем изображен автомобиль Daimler Phoenix 8HP на фоне летнего дома фон Мекка в с. Копылов Макаровского района Киевщины. Это был один из первых автомобилей вообще в Киеве, и это точно в 1898 г. И вот почему мы так утверждаем.

Во-первых, здание усадьбы фон Мекка здесь еще сплошь деревянное, такое, как было построено в 1888 году. А в 1898 году здесь был пожар, и дом отстроили частично из кирпича и немного по другому проекту. В изменившемся состоянии усадьба и дожила до наших времен. Но на фото с авто еще первый деревянный проект. Итак, это 1898 год, еще до пожара.

Деревянный дом фон Мекка в с. Копылов в Киевской области существенно выгорела после пожара 1898 года, и была воспроизведена уже частично из кирпича, по несколько измененному проекту. Изменилось и само крыльцо, возле которого было сделано фото автомобиля. Но на этом фото усадьба соответствует еще тому периоду, когда в Копылове впервые появился автомобиль. Фото из книги Г. фон Мекк “Как я их помню”.
Современный вид усадьбы фон Мекка в с. Копылов. Дом уже частично кирпичный и крыльцо уже совсем другое.

Во-вторых, изображенный на фото автомобиль появился в линейке Daimler также только в 1898 году. Это был более мощный Daimler Phoenix с 4-цилиндровым двигателем мощностью 8 л. И именно такой Николай Карлович фон Мекк приобрел.

И в-третьих, в книге “Как я их помню” сама Галина – участник тех событий, она тоже есть на фото с автомобилем, четко описывает дату появления первого автомобиля в их семье. Это – 1898 год.

А вот и перечень лиц, изображенных на фото и воспоминания самой Галины о первых автомобилях. Далее на языке оригинала:

На фото Николай Карлович фон Мекк за рулем, рядом сестра Софья Карловна с мужем А.А. Римским-Корсаковым, в проеме двери дочь Кира, на заднем сидении дочь Галина (она и есть автором книги-воспоминаний “Как я их помню”), жена Анна Львовна – племянница Чайковского и сын Аттал.

А вот и воспоминания Галины фон Мекк о первых автомобилях:

“Помимо музыки, которая была нашей величайшей радостью, появилось ещё одно увлечение – автомобиль. Все началось в 1898 году, когда однажды утром первый в России (на тот момент Киев входил в состав российский империи и первенство было по мнению Галины. прим. ред) автомобиль на платформе, запряженной лошадьми, был доставлен из Киева в Копылово.

Его сгрузили и поставили во дворе перед конюшней. Отца в это время не было, и никто не мог заставить автомобиль заработать. Вокруг него собрались кучер, конюхи, столяры, плотники, повар, прачка, и мы, дети, забрались внутрь, а автомобиль толкали по участку. Слегка испуганные собаки держались в стороне. Через несколько дней приехал отец с механиком. В тот же день начались наши приключения.

Путь из имения в Киев пролегал по главной, хорошо вымощенной дороге. Подъезд к имению представлял собой длинную аллею, обсаженную тополями. На ней автомобиль часто застревал в глубоких колеях.

Крестьянские лошади, завидев наш автомобиль, шарахались в сторону через канаву, опрокидывали телегу, сидящих в ней людей и их вещи. Нам приходилось останавливаться, вытаскивать телегу на дорогу и подбирать разбросанные вещи. К счастью, люди почти всегда оставались невредимыми.

Многие крестьяне всё ещё имели волов, красивых белых животных с крупными рогами. Они были очень спокойными, и ими управлял тихий голос хозяина. Он говорил им “цоб-цоб”, когда надо было повернуть направо, и “цобе-цобе”, если надо налево. Караваны деревенских больших и высоких телег обычно двигались по дороге, поднимая ужасную пыль. Как правило, человек в телеге спал, уверенный, что животные безопасно доставят его к месту назначения. И вдруг неожиданно навстречу движется невиданная диковина, дьявольская повозка — автомобиль или, как его величали крестьяне, “самоход”. Не все воспринимали наш автомобиль хорошо. Однажды, проезжая через лес, мы вынуждены были спасаться на большой скорости и проскочить через костер, разложенный на дороге работавшими в лесу угольщиками.

Первый автомобиль мы скоро заменили на более совершенный. А в 1907 году, когда мы поехали в Крым, то взяли с собой уже третий, еще лучший автомобиль.

…В городе автомобили вошли в нашу жизнь лишь после 1907 года…
 Из воспоминаний Галины Николаевны фон Мекк “Как я их помню.”

Как видим, эта книга открывает нам страницу раннего автомобилизма в Киевской области непосредственно от участника тех событий. Потому что Галина фон Мекк была не только пассажиркой, а вскоре сама овладела управлением автомобилем и принимала участие в гонках на автомобиле, а также была владелицей персонального авто. Так что ее воспоминания очень ценны.

Здесь следует добавить, что согласно последним данным, автомобиль фон Мекков не был первым в Киеве. В газете “Киевлянин” от 30 июня 1897 было описано событие появления первого автомобиля на улицах Киева на Подоле. Судя по описанию, это был совсем другой автомобиль:

Большую сенсацию произвело на Подоле появление изящного экипажа, бойко катившего по улицам без лошадей. Экипаж приводился в действие скрытым в нем керосиновым двигателем. В этом оригинальном экипаже катались три пассажира. ЭТО ПЕРВЫЙ В КИЕВЕ САМОДВИЖУЩИЙ ЭКИПАЖ».

Существует и еще одна версия, что первый автомобиль в Киеве мог появиться и в 1896 году. Об этом написал журнал “Автодорожник Украины” в №2 за 1967 год. Там приведены данные, что в 1896 году было заказано за 2500 рублей автомобиль для Киевского округа путей и сообщений. Это был автомобиль для служебного использования и был предназначен для технических служб. Но эта версия не подтверждается ни одним воспоминанием или сообщением.

Кроме того, тот же Николай Карлович фон Мекк, с фото автомобиля которого мы и начали эту статью, как раз и руководил киевской железной дорогой и свой капитал заработал на строительстве и управлении железных дорог и мостов. Следовательно, если такой автомобиль в этом ведомстве и появился, то об этом знала бы его дочь Галина, которая считала, что их личный автомобиль был первым. Но он мог быть и служебным, приобретенным на средства предприятия, которым руководил барон фон Мекк и физически доставлен в Киев только в 1898 году.

Следовательно, рассматривать появление первых автомобилей в Киеве можно только по подтвержденным фактам – это 1897 год (Подол и упоминание в газете “Киевлянин”), 1898 год (фото Daimler Phoenix фон Мекка в с. Копылов).

Каким был начальный период автомобилизма в Киеве – смотрите в этом видео:

Источник – “Исторический Автоклуб” на ютуб канале @OlegACAUTO-Consulting.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest