Древнейшая икона пророка Иоанна Предтечи находится в Киеве
Мало кто из киевлян знает, что древнейшая икона Иоанна Предтечи хранится именно в их городе.
Она происходит из знаменитого монастыря св. Екатерины на Синае. Оттуда ее вывез известный востоковед, византолог и археолог XIX века епископ Порфирий (Успенский). Он завещал свою коллекцию древних рукописей и икон (в том числе и икону Иоанна Предтечи) церковно-археологическому кабинету Киевской духовной академии.
С 1940 года иконы, собранные владыкой Порфирием, находятся в собрании Киевского музея западного и восточного искусства имени Богдана и Варвары Ханенко. Здесь же ныне пребывает и древнейшая икона Иоанна Крестителя (VI век).
Икону считают древнейшим из четырех синайских образов киевской коллекции. Иоанн Предтеча, как первый предвестник прихода Мессии, изображен в традиционной позе пророка: с поднятой вверх правой рукой, которая направлена к медальону с протомой Христа. В левой руке провидец держит свиток с греческой надписью – цитатой из Евангелия от Иоанна: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира». В другом медальоне, справа, размещено изображение Богоматери.
Иоанн одет в темно-серый балахон, подпоясанный черным поясом с металлическими застежками, ярко-охристый плащ-гиматий и традиционную для его изображений милоть из овечьей шерсти – наряд отшельника, который в ожидании Мессии уединился в пустыне.
Именно в этой иконе влияние позднеантичной живописи является ощутимым. Фигура Крестителя воспроизведена в стиле античной традиции резком контрапосте: указывая правой рукой на изображение Христа, Предтеча обращает к нему полный экспрессии взволнованный лик, тогда как колени и стопы Иоанна развернуты в противоположную сторону. Духовная экзальтация пророка находит отклик в изображении бурных складок его одежды, переданных динамическими мазками – местами длинными и гибкими, местами – резкими и короткими. Одухотворенное лицо, обрамленное длинными кудрявыми волосами с проседью, передано с реалистичной точностью, почти «портретно». Выразительность лика усиливают вспышки белил, трагические темные глаза и глубокие морщины, обозначенные коричневыми мазками. В трактовке лица Иоанна Предтечи исследователи видят влияние античных театральных масок.
Многочисленные потери красочного слоя во многих местах открывают деревянную основу иконы. Впрочем, несмотря на значительные повреждения, образ пламенного провидца производит чрезвычайно сильное впечатление.
Источник – Музей Ханенко