Понедельник, 19 февраля, 2024
История КиеваЛучшее

Аварийная посадка Як-40 на Осокорках в 1976 году

История успешного “приводнения” реактивного самолета в Киеве.

Посадка Як-40 в Осокорках – авиационное происшествие, которое произошло в небе над Киевом 2 июня 1976 года.

Не многие в Киеве слышал историю о том, что когда-то на Осокорках “утонул” реактивный пассажирский самолет. Хотя на самом деле не утонул, а успешно сел на воду, причем ни один пассажир не пострадал. Но в то время про чудо, что не случилась катастрофа пресса не писала. 

Як-40 с бортовым номером СССР-87541 был выпущен 30 июля 1975 года. Небольшой самолет предназначался для регулярных пассажирских рейсов из Литвы в Украину. Принадлежал Литовском управлению гражданской авиации «Аэрофлота».

Первый полет состоялся только через год – 2 июня 1976 года – открытием рейса Каунас – Киев – Симферополь. Экипаж Штилюс В.С. – командир воздушного судна, Синкявичус Л.С. – бортмеханик. Пассажиров – примерно 28 человек, среди которых журналисты – они собирались сделать репортаж о полете в самолете – и простые люди, летящие к родственникам в Украину. Весь полет прошел спокойно и просто: кто-то курил в салоне, кто бурно обсуждал, какие конфеты, в качестве гостинцев, везет из Вильнюса. Самолет заходил на посадку в Киеве, как вдруг наступила оглушительная тишина, вместе замолчали все двигатели.

“Я в это время находилась в последнем ряду рядом с журналистами, – рассказала” КП “в Украине” стюардесса того рейса Рита Мотова. – Один сразу насторожился: почему так тихо? Он когда-то служил в десантных войсках и интуитивно понял, что что-то не так. Я решила разобраться в ситуации и утолить любопытство журналистов, пошла в кабину пилотов “.

Аварийная посадка Як-40 на Осокорках
Для стюардессы Риты Мотовой (справа) это был второй рейс. Фото: Личный архив. Для “КП” в Украине”.

В киевских сплетнях именно этот поступок Риты, у которой это был лишь второй полет, многие примут за причину случившегося дальше. Злые языки врали, мол, стюардесса принесла в кабину пилотов кофе, нечаянно задела какой-то рычаг и вырубила двигатели.

Но на самом деле все было иначе. 

Во время захода на посадку при нормальных метеоусловиях на высоте 700 м экипаж получил указания диспетчера принять высоту в 400 м. Командир самолета Виктор Штилюс дал указание неопытному (первый полет после училища) бортмеханику Синкявичусу установить режим двигателей “малый газ” и приступил к снижению машины. Но бортмеханик засунул не те рычаги, и три двигателя остановились. Запустить их снова на 400 метрах бесполезно, до земли меньше минуты.  

“Командир сказал мне, что самолет идет на аварийную посадку и я должна проверить, у всех ли пристегнуты ремни, – вспоминает Рита Мотова. – Я пошла, стараясь не показывать, что самолет на самом деле падает”.

К счастью, Як-40 хорошо планирует, хотя настоящими героями в этой истории, конечно, были пилоты. 

“Мы летели над Днепром, и командир думал садиться на реку. Но второй пилот чудом заметил лесок, кустарники по левому борту, и приняли решение направить самолет туда, – продолжает рассказ стюардесса. – Посадка была жесткая, но спасло липкое, мягкое болото”. 

Аварийная посадка Як-40 на Осокорках
Фото – “КП” в Украине”.

«Самолет планировал вниз очень тихо, потому что его двигатели были выключены. Люди, которые наблюдали за этим с лугов, ждали взрыва, но увидели вместо него целый фонтан брызг. Они не поверили своим глазам: целый самолет стоял посреди болота, в районе улицы Коллекторной. Через каких-то пятнадцать минут к нему уже бежали по колено в воде прибывшие на место происшествия милиционеры», – вспоминали свидетели то события.

Аварийная посадка Як-40 на Осокорках

“Мы с другом как раз рыбачили, когда самолет планировал над лугом – там, где киевский жилой массив Осокорки. Лайнер прошел под высоковольтной линией, и на мгновение показалось, что вот-вот заденет ее хвостом, но нет. Легонько на своем животике прокатился по влажному лугу и сел в болото”, – вспоминал киевлянин Александр, один из немногочисленных свидетелей аварийной посадки.

Ни один из пассажиров не понял, что произошла аварийная посадка – люди опомнились, когда не увидели в иллюминаторы привычные здания аэропорта.

“Паники не было, даже наоборот: когда нас забирали резиновыми лодками спасатели, прибывшие из “Жулян”, пассажиры шутили, смеялись, вели себя так, будто в болото и предназначался наш маршрут”, – вспоминает Рита. 

Когда спасатели вывозили пассажиров на надувных лодках, люди были невероятно веселые, поскольку для них все закончилось благополучно. Зато экипаж был в очень подавленном состоянии.

Самолет получил повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.

Ходили слухи о взрыве во время приземления, но на самом деле его не было.

С Вильнюса прилетел резервный самолет, который забрал пассажиров в Симферополь. Экипаж Яка остался в Киеве для выяснения обстоятельств. Допросы продолжались два дня. Пресса в Литве и Украине о том, что случилось не писала.

Комиссия, которая расследовала инцидент, пришла к выводу, что причиной остановки двигателей в воздухе стала ошибка бортмеханика, молодого специалиста, который осуществлял один из первых своих полетов после училища. Он перевел рычаги управления двигателей в положение «стоп». И хотя последующие действия командира спасли жизни пассажиров, экипаж был наказан.

Комиссия в отчете отметила: «Отбор технического состава для переучивания на бортмехаников в Литовском управлении ГА организован некачественно. Подготовка и введение их в действие на новый самолет проводилась без учета индивидуальных данных и профессиональных навыков. Такое положение стало возможным в результате отсутствия надлежащего контроля со стороны руководства и управления по организации полетов, формированием экипажей и качеству профессиональной подготовки летного состава при освоении новой техники».

Бортмеханику, по чьей вине все это произошло, киевский суд назначил 4 года условно и штраф в 10 000 советских рублей. Второй пилот получил строгий выговор, но через некоторое время дослужился до командира. Виктора Штилюса перевели на 3 месяца во вторые пилоты, после этого он не долго летал и в итоге покинул профессию. 

Як-40 простоял на болоте Киева несколько дней, на него ходили смотреть все жители близлежащего района. Правда, как рассказывают очевидцы, близко людей к самолету не подпускали охраняли его милиционеры, но Як и так было хорошо видно. Он уже не летал, а плавал в мутных водах на заросшем лугу. 

После того, что произошло в конструкцию самолетов внесли изменения, чтобы не допустить полного отключения двигателей во время полета. Позже эту аварийную посадку на воду разбирали на учебном аэродроме 

Самолет вытащили из болота и отправили на реконструкцию, а затем и в эксплуатацию. До 1988 года Як-40 принадлежал Каунасской объединенной авиационной эскадрильи, с 1992 по 2007 год он перекочевал в российскую авиакомпанию “Полет” в Воронеже. 

С 2017 года легендарный борт входит в состав украинской авиакомпании “Мотор-Сич” с регистрационным номером UR-MSX. Лайнер подвергли капитальному ремонту – он долгое время служил перевозчиком частных заказов VIP-класса, но теперь все же вернулся на регулярные пассажирские рейсы. 

Аварийная посадка Як-40 на Осокорках
Фото: Airplane pictures.

Интересно, но в 2018 году он снова попал в аварию. Уже в аэропорту Жуляны, к которому в 1976 не долетел. Находясь на рейсе Киев – Одесса, Як-40 выруливал со стоянки, задел генератор и перевернулся. В тот раз к счастью тоже никто не пострадал.

Борт и сейчас осуществляет полеты по маршруту Киев – Запорожье, и люди, которые пользуются его услугами, наверное даже не подозревают, на каком уникальном самолете поднимаются в воздух. 

Использованные материалы – Википедия“КП” в Украине”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest