Железная церковь Иоанна Златоуста. История

Церковь Иоанна Златоуста — православный храм в Киеве местности Еврейский базар (Евбаз), построенный 1871 и разрушен в 1930-е годы. Первая в Киеве церковь, построенная из железа.

Современная площадь Победы мало чем напоминает шумную Галицкую площадь. На той не было ни цирка, ни торгового центра, зато был знаменитый Еврейский базар — Евбаз, о котором упоминали многие писатели. Сегодня о нем напоминает разве что вывеска кафе напротив входа в супермаркет. А украшением Галицкой площади была Железная церковь Иоанна Златоуста. По своему расположению именно на Галицкой площади, возле торговых рядов Евбаза, она обязана просьбой самых прихожан, которые считали отсутствие на рыночной площади церкви большим упущением.

Железная церковь Иоанна Златоуста. История
1882

История храма началась в 1858 году, когда городские власти решились на перенос деревянной приходской церкви Иоанна Златоуста с Большой Житомирской улице (сейчас на ее месте стоит дом под номером 9). Храм этот был построен еще в 1731 году для немногочисленных тогда жителей Верхнего города. Впоследствии церковь обветшала, а место, где ее поставили, было крайне неудобным — небольшой деревянной церкви приходилось соседствовать с Софийским собором и Михайловским монастырем. Николай Лесков написал в «Печерских антиках», как дьяк Златоустовской церкви буквально затягивал в храм паломников, которые шли в Десятинную церковь и на Подол.

Когда же в 1866 году место для новой Златоустовской было определено на Галицкой площади, генерал-губернатор Александр Безак предложил провести эксперимент – построить церковь по оригинальной системе инженера Никкельса. Система эта состояла в том, что главным материалом для сооружения церкви выбиралось не дерево или камень, а металл. Это должно было ускорить строительство и давало возможность поставить сооружение храмов на поток, изготовляя серии стандартных составных частей. Никкельс очень быстро изготовил церковь в Петербурге, после чего ее разобрали и отправили в Киев, где уже был подготовлен фундамент. В марте 1868 года части храма прибыли в город вместе с другим аналогичным сооружением – железной часовней Александра Невского.

Установка часовни стала своеобразной тренировкой перед возведением значительно большей Железной церкви. Часовню строили «в память чудесного спасения Государя Императора»: 4 апреля 1866 года террорист Дмитрий Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. В память о спасении императора во всех больших городах Российской империи были построены церкви или часовни в честь Александра Невского. Когда на такое сооружение собирали деньги в Киеве, стало известно, что вскоре в городе начнется строительство новой церкви Иоанна Златоуста. Прихожане старой деревянной церкви предложили вместо часовни пристроить на собранные деньги алтарь к новому храму. Однако Городская дума не одобрила эту идею, и для часовни был разработан отдельный проект тем же Никкельсом. Железную часовню весом в 7 тонн смонтировали на Царской площади (нынешняя Европейская площадь) в 1870 году. Позже, в 1911 году, на месте часовни соорудили памятник Александру II, а часовню перенесли в Царский сад, где она стояла до 1930-х годов.

Что же касается самой Железной церкви, то при ее возведении проблемы сменяли друг друга одна за другой. Началось все с того, что Никкельс почему-то отказывался ехать в Киев монтировать свое детище, а киевский архитектор Николай Юргенс, которому было поручено строительство, так же упорно не желал начинать его без автора технологии. После длительных проволочек автор церкви все-таки выехал в Киев, но по дороге заболел и умер. Собирать здание пришлось Юргенсу при помощи архитектора Михаила Иконникова. Дело значительно усложнялось тем, что детали не совпадали либо были повреждены во время разборки и транспортировки. К тому же, куда-то пропали чертежи сооружения. В итоге церковь, части которой прибыли в Киев в 1868 году, была завершена и освящена только 28 августа (16 августа по ст.ст.) в 1871 году.

Железная церковь Иоанна Златоуста. История
1894

Конструкция церкви представляла собой железный каркас, на котором монтировались железные листы, которые составляют стены и крышу здания. Железным был и центральный купол. Четыре боковых купола, а также фронтоны, капители и лестницы были отлиты из чугуна, а оконные рамы и кресты — из кованого железа. Внутри церковь была обложена кирпичом, тогда как пол был сделан цементным. Все сооружение весило 85 тонн.

Хотя церковь в то время была наименьшей в городе (размеры храма были 28 × 13 метров), она имела довольно большой приход — почти 7000 верующих! В 1897 торговцы Галицкого рынка подарили храму ценную икону Божьей Матери.

Очень быстро стало понятно, что технология Никкельса себя не оправдывает – именно из-за свойств железа. Летом в раскаленную Железную церковь невозможно было зайти, а зимой, несмотря на четыре печки, помещение плохо нагревалось. Почти сразу же из-за плохой вентиляции стены покрылись плесенью, так что дышать во время службы было почти невозможно. И все-таки храм на многолюдной базарной площади продолжал функционировать. Именно здесь в 1877 году был крещен будущий поэт и художник Максимилиан Волошин.

История этого сооружения, как и часовни, закончилась в 30-х годах. Так, в 1931 году Наркомат образования признал церковь не имеющей исторического значения, а в 1934 году ее закрыли и уничтожили. Формальным поводом к демонтажу послужила реконструкция трамвайных путей. После войны были снесены и торговые ряды – на пустующем месте красовалась огромная круглая клумба. А позже здесь построили цирк и разбили небольшой скверик. Сегодня о церкви напоминает лишь название Златоустовской улицы, берущей свое начало от площади Победы.

Железная церковь Иоанна Златоуста. История
1900
Железная церковь Иоанна Златоуста. История
1900
Железная церковь Иоанна Златоуста. История
1900
Железная церковь Иоанна Златоуста. История
1910
Железная церковь Иоанна Златоуста. История
Железная церковь Иоанна Златоуста. История
Железная церковь Иоанна Златоуста. История

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest