В улучшении воздуха в Украине нет заслуги COVID-19

В улучшении воздуха в Украине нет заслуги COVID-19. И действительно ли оно стало лучшим?

Весь мир замер в плену пандемии COVID-19. Страны одна за другой вводят строгие меры ограничения на деятельность и перемещения своих граждан. Украина не остается в стороне. С 12 марта учебные заведения ушли на карантин, а в течение недели в разных городах Украины вводились все большие ограничения, сообщает SaveEcoBot.

Вместе со всеми негативными для человечества обстоятельствами, к которым приводит коронавирус, в этой пандемии один фактор, который можно назвать полезным. Это возможность проанализировать, как влияет на окружающую среду снижение активности человека. Ведь остановилось много производств, по улицам стало ездить меньше транспорта. Такой эксперимент невозможно было бы поставить в докризисных условиях.

Это дает возможность оценить фактическое влияние человека на окружающую среду. Очень ярко выглядит резкое уменьшение загрязнения воздуха в странах, где жесткие ограничения введены первыми. Так данные NASA свидетельствуют о существенном снижении концентрации диоксида азота (NO2) в атмосфере с 1 по 20 января в Китае.

Но вернемся в Украину. На прошлой неделе много ресурсов написали о снижении нагрузки на атмосферный воздух, в том числе в Киеве — из-за введения карантина. Команда SaveEcoBot решила исследовать этот феномен и создать удобный сервис, которым смогут пользоваться все желающие для отслеживания ситуации не только онлайн, но и используя ретроспективные данные. 

Весенний период традиционно является временем ухудшения качества атмосферного воздуха из-за массового сжигания растительности. В условиях, когда люди сидят по собственным частных домах или возятся на дачах, этот фактор не должен был стать слабее. Фактор промышленности также пока довольно высокий, несмотря на снижение темпов производства. А вот использование наземного транспорта должно снизиться из-за рекомендации Правительству оставаться дома и переводить людей на удаленную работу. Поэтому, пока будем считать, что это может быть единственной причиной потенциального снижения загрязнения воздуха в городах Украины.

Качество воздуха мы проанализировали за периоды: действия национального карантина (с 12 до 23 марта) и за предыдущие 10 дней (с 2 до 11 марта).

Заметим, что средние показатели рассчитывались как среднее арифметическое значение всех станций мониторинга в городе. Для более основательного анализа, можно использовать данные каждой отдельной станции. Они доступны на мапі якості повітря.

Итак, начнем из столицы.

Как мы видим, воздух в Киеве с 12 (день начала карантина) по 17 (день запрета использования метрополитена) марта действительно стало существенно чище, чем в предыдущий период. Но в этот период существенно увеличилась скорость ветра, что является одним из основных факторов для улучшения качества воздуха. Иначе говоря — загрязнение мелкодисперсной пылью (как и другими загрязняющими веществами) просто быстрее выдувало. Далее, когда скорость ветра снизилась (это хорошо видно на графике 18 марта), загрязнение вернулось к привычным (повышенным) нормам. Интересным фактором также является запрет работы метрополитена, который является главным общественным транспортом столицы. В день, когда люди (теоретически) пересели с метро на наземный транспорт, загрязнение возросло.

Конечно, утверждать, что карантин уже сейчас улучшил качество воздуха в Киеве, точно рано. Промышленность и транспорт продолжают загрязнять атмосферу в столице, и если ветер не успевает с этим справиться, то киевляне продолжают находиться в опасности.

Но может ли такая картина была только в Киеве, и выводы ошибочны? Давайте посмотрим для примера на два других областных центра — Днепр и Харьков.

В Днепре картина имеет аналогичную динамику изменений. Чем выше скорость ветра — тем лучше показатели качества воздуха. И хотя метро в Днепре вовсе не является популярным транспортом, его запрет также совпал со снижением скорости ветра и началом рабочей недели, когда люди еще активно выходили на работу в офисы.

Как мы и предполагали, ситуация в Харькове с ветром и временным улучшением состояния воздуха аналогичная киевской и днепровской. И запрет работы метрополитена в Харькове имеет более существенные последствия, чем в Днепре.

Итак, проанализировав средние данные о состоянии воздуха в трех украинских городах за 22 дня, 12 из которых приходятся на период карантина, мы можем сделать предварительный вывод, что пока в вопросе влияния на окружающую среду деятельности человека сильнее карантинных мероприятий. И пока природа не увеличивает собственные механизмы защиты, такие как сильный ветер, то украинцы обречены дышать плохим воздухом.

Конечно, мы можем просто продолжать наблюдать за тем, что происходит с качеством воздуха в Украине, а можем использовать эти уникальные данные, полученные за период пандемии, как доказательную базу для критической необходимости создания условий устойчивого развития, очистки производств, экологизации транспорта и упрощения процедуры фиксации административных нарушений в сфере защиты атмосферного воздуха.

Источник – SaveEcoBot.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest