Мертвая петля Нестерова
Киевская петля Нестерова.
9 сентября 1913 над Сырецким полем в Киеве 26-летний Петр Нестеров первым в мире выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости, которую из-за опасности выполнения называют «мертвой». Долгое время существовал спор за приоритетность с французом Адольфом Пэгу, который выполнил эту фигуру высшего пилотажа на 12 дней позже Нестерова. Они оба погибли в первые годы Первой Мировой войны.

Петр Нестеров родился в Нижнем Новгороде в семье офицера и после смерти отца поступил в местный кадетский корпус, по окончании которого учился в артиллерийском училище в Санкт-Петербурге. В 1912 году в Нижегородском обществе воздухоплавания поручик Нестеров сдал экзамены на звание пилота-авиатора и в следующем году, по завершении Офицерской воздухоплавательной школы в Петербурге и прохождения курса обучения полетам на самолете «Ньюпорт-IV» в Варшаве, был направлен в Киев, где стал командиром авиационного отряда, базировавшегося на Сырецком военном аэродроме.

Как член Киевского общества воздухоплавания Нестеров испытывал планеры с подвесными двигателями, бипланы местных конструкторов, сам занимался модификацией существующих самолетов, участвовал в первом групповом перелете четырьмя самолетами по маршруту Киев-Нежин-Киев, разработал технику посадки с выключенным двигателем и практиковался в исполнении глубоких виражей и сложных фигур пилотажа.

9 сентября 1913, 26-летний Петр Нестеров на самолете «Ньюпорт-IV» с двигателем мощностью 70 л. С. производства московского завода «Дукс» в 18-10 поднялся над Сырецким военным аэродромом и на высоте 600 метров на глазах многочисленных зрителей впервые в мире выполнил замкнутую петлю (перевернув самолет вверх колесами) в вертикальной плоскости, которую из-за опасности выполнения называют «мертвой», а со временем — после доведения приоритета ее исполнителя — «петлей Нестерова».

Свое название — «мертвая» — получила из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически на бумаге и практически не выполнялась. К П. Н. Нестерова даже горизонтальные развороты на аэропланах (самолетах) делали без крена — «блином». Его заслуга в том, что он начал использовать подъемную силу крыла для маневра и в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. Он так доверял собственным расчетам, что перед выполнением «мертвой петли» даже не пристегнулся ремнями к самолету. Расчеты оказались правильными и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые — центробежная сила прижала пилота (летчика) к сиденью. Первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолетах, которые не выдерживали перегрузок которые возникали при этом, и разрушались — пилоты обычно не выживали.

Из-за риска «нанесение вреда государственному имуществу» Петр Нестеров был наказан 30-ю сутками ареста, который был снят через 12 дней, когда газеты опубликовали об аналогичном успех 24-летнего французского летчика Адольфа Пегу, с которым длительное время существовал спор за приоритет по выполнению «мертвой петли». Как человек, кторый первым выполнил полет по S-образной траектории вверх колесами, Пегу выступал Европе с демонстрационными полетами и мае 1914 года по приглашению российского императора прибыл в Петербург, где на личной встрече с Нестеровым были обсуждены вопросы приоритета выполнения «мертвой петли».

С началом Первой мировой войны штабс-капитан Нестеров был направлен на Юго-Западный фронт и участвовал в боях за Львов, осуществив 28 боевых вылетов для проведения аэроразведки и корректировки огня. 8 сентября 1914 вблизи Жовквы (ныне — Львовская область) Нестеров на скоростном моноплане «Morane-G» предпринял попытку атаковать австрийский самолет — намереваясь своим шасси ударить по крылу соперника, он промахнулся и в результате столкновения повредил собственный самолет, который потерял двигатель и разбился. Погибли все участники боя.

Петр Нестеров был похоронен в Киеве и посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени. С 1962 года в честь Международная авиационная федерация установила награду за победу в первенстве мира по высшему пилотажу.


