Мертвая петля Нестерова

Киевская петля Нестерова.

9 сентября 1913 над Сырецким полем в Киеве 26-летний Петр Нестеров первым в мире выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости, которую из-за опасности выполнения называют «мертвой». Долгое время существовал спор за приоритетность с французом Адольфом Пэгу, который выполнил эту фигуру высшего пилотажа на 12 дней позже Нестерова. Они оба погибли в первые годы Первой Мировой войны.

Мертвая петля Нестерова

Петр Нестеров родился в Нижнем Новгороде в семье офицера и после смерти отца поступил в местный кадетский корпус, по окончании которого учился в артиллерийском училище в Санкт-Петербурге. В 1912 году в Нижегородском обществе воздухоплавания поручик Нестеров сдал экзамены на звание пилота-авиатора и в следующем году, по завершении Офицерской воздухоплавательной школы в Петербурге и прохождения курса обучения полетам на самолете «Ньюпорт-IV» в Варшаве, был направлен в Киев, где стал командиром авиационного отряда, базировавшегося на Сырецком военном аэродроме.

Мертвая петля Нестерова
Нестеров возле своего самолета Ньюпорт — IV

Как член Киевского общества воздухоплавания Нестеров испытывал планеры с подвесными двигателями, бипланы местных конструкторов, сам занимался модификацией существующих самолетов, участвовал в первом групповом перелете четырьмя самолетами по маршруту Киев-Нежин-Киев, разработал технику посадки с выключенным двигателем и практиковался в исполнении глубоких виражей и сложных фигур пилотажа. 

Мертвая петля Нестерова
Нестеров возле своего самолета Ньюпорт — IV

9 сентября 1913, 26-летний Петр Нестеров на самолете «Ньюпорт-IV» с двигателем мощностью 70 л. С. производства московского завода «Дукс» в 18-10 поднялся над Сырецким военным аэродромом и на высоте 600 метров на глазах многочисленных зрителей впервые в мире выполнил замкнутую петлю (перевернув самолет вверх колесами) в вертикальной плоскости, которую из-за опасности выполнения называют «мертвой», а со временем — после доведения приоритета ее исполнителя — «петлей Нестерова».

Мертвая петля Нестерова
Самолет Ньюпорт — IV

Свое название — «мертвая» — получила из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически на бумаге и практически не выполнялась. К П. Н. Нестерова даже горизонтальные развороты на аэропланах (самолетах) делали без крена — «блином». Его заслуга в том, что он начал использовать подъемную силу крыла для маневра и в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. Он так доверял собственным расчетам, что перед выполнением «мертвой петли» даже не пристегнулся ремнями к самолету. Расчеты оказались правильными и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые — центробежная сила прижала пилота (летчика) к сиденью. Первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолетах, которые не выдерживали перегрузок которые возникали при этом, и разрушались — пилоты обычно не выживали. 

Мертвая петля Нестерова
Мертвая петля

Из-за риска «нанесение вреда государственному имуществу» Петр Нестеров был наказан 30-ю сутками ареста, который был снят через 12 дней, когда газеты опубликовали об аналогичном успех 24-летнего французского летчика Адольфа Пегу, с которым длительное время существовал спор за приоритет по выполнению «мертвой петли». Как человек, кторый первым выполнил полет по S-образной траектории вверх колесами, Пегу выступал Европе с демонстрационными полетами и мае 1914 года по приглашению российского императора прибыл в Петербург, где на личной встрече с Нестеровым были обсуждены вопросы приоритета выполнения «мертвой петли».

Мертвая петля Нестерова
Штабс-капитан Петр Нестеров и его механик унтер-офицер Геннадий Нелидов у самолета «Ньюпорт-IV», 1914.

С началом Первой мировой войны штабс-капитан Нестеров был направлен на Юго-Западный фронт и участвовал в боях за Львов, осуществив 28 боевых вылетов для проведения аэроразведки и корректировки огня. 8 сентября 1914 вблизи Жовквы (ныне — Львовская область) Нестеров на скоростном моноплане «Morane-G» предпринял попытку атаковать австрийский самолет — намереваясь своим шасси ударить по крылу соперника, он промахнулся и в результате столкновения повредил собственный самолет, который потерял двигатель и разбился. Погибли все участники боя.

Мертвая петля Нестерова
Российские солдаты осматривают обломки самолета

Петр Нестеров был похоронен в Киеве и посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени. С 1962 года в честь Международная авиационная федерация установила награду за победу в первенстве мира по высшему пилотажу.

Мертвая петля Нестерова
Могила П. Нестерова на Лукьяновском кладбище в Киеве
Мертвая петля Нестерова
Мемориальная доска на доме по ул. Московской где жил П. Нестеров
Мертвая петля Нестерова
Памятник перед зданием Киевского авиационного завода (1989)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest