Олег Антонов
Из истории выдающихся киевлян — Олег Константинович Антонов.
Олег Константинович Антонов (25 января (7 февраля) 1906, с. Троицы (ныне Подольского района Московской области) — 4 апреля 1984 года, Киев) — советский самолетостроитель, один из ведущих авиаконструкторов СССР. Доктор технических наук, академик АН УССР и АН СССР, Герой Социалистического Труда. Депутат Верховного Совета СССР 5-11 созывов.

Родился в семье инженера-строителя. С молодых лет увлекался авиастроением, посещал школьный кружок любителей авиации. Начал он, как и многочисленные авиаконструкторы, по конструированию планеров. Первый его планер «Голубь», сделанный из фанеры и водопроводных труб в 1924 p., отмечен грамотой за оригинальную и красивую конструкцию. Это укрепило желание строить новые летательные аппараты.

В 1924 во время учебы в Саратовском индустриальном техникуме построил свой первый планер. В 1925 году поступил в машиностроительный факультета Ленинградского Политехнического Института, который закончил в 1930. Олег Константинович вспоминал, что, учась в Ленинградском политехническом институте, «пек планеры как блины». Проекты молодого конструктора, появлялись один за другим, отличались смелостью и оригинальностью, завоевывали всеобщее признание.
После окончания института А. К. Антонов получает направление в Москву для организации Центрального бюро планерных конструкций и наладки их серийного производства. Здесь он построил планеры, сыгравшие выдающуюся роль в становлении планеризма. В 1933 г. 27-летний О. К. Антонов — главный конструктор планерного завода в Тушино (Москва). Здесь он создал летательные аппараты, на которых установлены многочисленные мировые рекорды. На выпущенных заводом планерах, которые поступали во все аэроклубы СССР, проходили подготовку будущие авиаторы и ставились многочисленные аэродинамические опыты.
Антонов был одним из основоположников советского планеризма. Создал около 30 типов планеров, в том числе и серийные. В 1938-1940-х работал ведущим инженером в ОКБ (опытно-конструкторское бюро) А. С. Яковлева, в 1940-1941 — на заводе «Красный лётчик» над легким самолетом связи, в 1943-1946 — 1-й заместитель главного конструктора ОКБ Яковлева. В 1945-1946 — начальник филиала этого ГКБ в Новосибирске.
С 1946 — главный конструктор ОКБ (1952 переведен в Киев), которое было организовано на базе этого филиала. В 1962-1984 — генеральный конструктор ОКБ Министерства авиационной промышленности СССР в Киеве.
В годы войны планеры О. К. Антонова получили неожиданное широкое применение. Как отмечает Игорь Шаров в своей книге, более 600 транспортно-десантных планеров А-7 регулярно доставляли солдат, технику, боевое снаряжение на разных участках фронта, их широко использовали для помощи партизанам. Олег Константинович награжден медалью «Партизану Отечественной войны» первой степени. К безмоторным аппаратам О. К. Антонов сохранил привязанность на всю жизнь. Благодаря им, по словам Б. Е. Патона, «он стал большим конструктором большой авиации». Он строил планеры и дельтапланы почти до конца своей жизни. Однако главным его делом стали самолеты.
В августе 1947 осуществлен первый взлет знаменитого первенца и долгожителя Антонова — Ан-2. С 1949 г. Ан-2 строится серийно. Другого такого примера мировая практика не знает. Задуманный как сельскохозяйственный, Ан-2 быстро стал многоцелевым, получил 16 модификаций и приобрел 40 профессий, связал с промышленными центрами отдаленные горные поселки, районы тундры и тайги, стоянки буровиков, полярников, хорошо зарекомендовал себя в небе Турции, Кубы, Монголии, североафриканских стран. Сейчас Ан-2 выпускают по лицензии польские самолетостроители.

В послевоенные годы под руководством Антонова разработаны транспортные самолеты Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124 (самолет «Руслан», самый большой серийный грузовой самолет в мире, кодовое имя в НАТО — «Condor»), Ан-225 «Мрия», многоцелевые самолеты Ан-2, Ан-14, Ан-28, которые способны базироваться на неподготовленных полосах длиной до 550 метров, пассажирские самолеты Ан-10, Ан -24, цельнометаллические планеры А-10, А-11, А-13, А-15, мотопланер Ан-13, ракетный планер А-17, беспилотный летательный аппарат и дельтапланы серии «Славутич». Под руководством Антонова разработана система автоматизированного проектирования транспортных самолетов, введены клеесварные соединения и композиционные материалы, развиты методы авиастроительной экономики.

В ноябре 1965 года подписал открытое письмо в ЦК КПСС (так называемое письмо 78-ми) с протестом против политических репрессий в отношении представителей творческой интеллигенции УССР и дискриминации украинской литературы.



Олег Константинович Антонов он был трижды женат, отец четырех детей, успел стать дедушкой.
Первой его женой была Елена Сергеевна Кочеткова, которая вместе с Антоновым проектировала планеры, были даже планеры ее конструкции. 1936 у них родился сын Ролан, который умер в возрасте 54 лет.
Со второй женой Елизаветой Аветовна Шахатуни Антонов познакомился 1937 года, через год они поженились. Антонов тогда начал самостоятельную работу над самолетом ОКА-38, Е. А. Шахатуни рассчитывала прочность самолетов в ОКБ Лавочкина. А с 1940 они стали работать вместе. Во время войны создавали десантные планеры, позже работали в ГКБ Яковлева. Дочь Анна Антонова родилась в 1948-м в Новосибирске. Окончила Московский физико-технический институт, кандидат технических наук, профессор кафедры высшей математики Национального авиационного университета в Киеве. Дочь Анны — Вета окончила факультет международных отношений Киевского госуниверситета, живет и работает во Франции.
Третья его супруга Эльвира Павловна Антонова — инженер-программист. Их дочь Елена после МАИ работала в ГКБ Илюшина, сын Андрей — художник-дизайнер.

Олег Антонов оставил в наследство не только уникальную школу авиастроения, но и собственный пример многогранной творческой личности. Антоновым создано около 100 живописных картин.




Жил в Киеве. По одной из версий, трагически скончался после жестокого избиения милиционерами.
В 1985 году в Киеве именем авиаконструктор О.К. Антонова была названа улица.

В Киеве на территории авиационного научно-технического комплекса, носящего имя О.К. Антонова (улица Академика Туполева, 3) установлен памятник. Скульптор А.С. Шаталов, архитектор А.А. Сницеров.

На фасаде дома по улице Огарева, 1, где в 1957—1984 гг. он жил, была установлена мемориальная доска.

Похоронен на Байковом кладбище в Киеве (участок № 7).

Использованные материалы — Википедия, сайт antonov.com.