Олег Антонов

Из истории выдающихся киевлян — Олег Константинович Антонов.

Олег Константинович Антонов (25 января (7 февраля) 1906, с. Троицы (ныне Подольского района Московской области) — 4 апреля 1984 года, Киев) — советский самолетостроитель, один из ведущих авиаконструкторов СССР. Доктор технических наук, академик АН УССР и АН СССР, Герой Социалистического Труда. Депутат Верховного Совета СССР 5-11 созывов.

Олег Антонов

Родился в семье инженера-строителя. С молодых лет увлекался авиастроением, посещал школьный кружок любителей авиации. Начал он, как и многочисленные авиаконструкторы, по конструированию планеров. Первый его планер «Голубь», сделанный из фанеры и водопроводных труб в 1924 p., отмечен грамотой за оригинальную и красивую конструкцию. Это укрепило желание строить новые летательные аппараты.

Олег Антонов

В 1924 во время учебы в Саратовском индустриальном техникуме построил свой первый планер. В 1925 году поступил в машиностроительный факультета Ленинградского Политехнического Института, который закончил в 1930. Олег Константинович вспоминал, что, учась в Ленинградском политехническом институте, «пек планеры как блины». Проекты молодого конструктора, появлялись один за другим, отличались смелостью и оригинальностью, завоевывали всеобщее признание.

После окончания института А. К. Антонов получает направление в Москву для организации Центрального бюро планерных конструкций и наладки их серийного производства. Здесь он построил планеры, сыгравшие выдающуюся роль в становлении планеризма. В 1933 г. 27-летний О. К. Антонов — главный конструктор планерного завода в Тушино (Москва). Здесь он создал летательные аппараты, на которых установлены многочисленные мировые рекорды. На выпущенных заводом планерах, которые поступали во все аэроклубы СССР, проходили подготовку будущие авиаторы и ставились многочисленные аэродинамические опыты.

Антонов был одним из основоположников советского планеризма. Создал около 30 типов планеров, в том числе и серийные. В 1938-1940-х работал ведущим инженером в ОКБ (опытно-конструкторское бюро) А. С. Яковлева, в 1940-1941 — на заводе «Красный лётчик» над легким самолетом связи, в 1943-1946 — 1-й заместитель главного конструктора ОКБ Яковлева. В 1945-1946 — начальник филиала этого ГКБ в Новосибирске.

С 1946 — главный конструктор ОКБ (1952 переведен в Киев), которое было организовано на базе этого филиала. В 1962-1984 — генеральный конструктор ОКБ Министерства авиационной промышленности СССР в Киеве.

В годы войны планеры О. К. Антонова получили неожиданное широкое применение. Как отмечает Игорь Шаров в своей книге, более 600 транспортно-десантных планеров А-7 регулярно доставляли солдат, технику, боевое снаряжение на разных участках фронта, их широко использовали для помощи партизанам. Олег Константинович награжден медалью «Партизану Отечественной войны» первой степени. К безмоторным аппаратам О. К. Антонов сохранил привязанность на всю жизнь. Благодаря им, по словам Б. Е. Патона, «он стал большим конструктором большой авиации». Он строил планеры и дельтапланы почти до конца своей жизни. Однако главным его делом стали самолеты.

В августе 1947 осуществлен первый взлет знаменитого первенца и долгожителя Антонова — Ан-2. С 1949 г. Ан-2 строится серийно. Другого такого примера мировая практика не знает. Задуманный как сельскохозяйственный, Ан-2 быстро стал многоцелевым, получил 16 модификаций и приобрел 40 профессий, связал с промышленными центрами отдаленные горные поселки, районы тундры и тайги, стоянки буровиков, полярников, хорошо зарекомендовал себя в небе Турции, Кубы, Монголии, североафриканских стран. Сейчас Ан-2 выпускают по лицензии польские самолетостроители.

Олег Антонов
Ан-2.

В послевоенные годы под руководством Антонова разработаны транспортные самолеты Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124 (самолет «Руслан», самый большой серийный грузовой самолет в мире, кодовое имя в НАТО — «Condor»), Ан-225 «Мрия», многоцелевые самолеты Ан-2, Ан-14, Ан-28, которые способны базироваться на неподготовленных полосах длиной до 550 метров, пассажирские самолеты Ан-10, Ан -24, цельнометаллические планеры А-10, А-11, А-13, А-15, мотопланер Ан-13, ракетный планер А-17, беспилотный летательный аппарат и дельтапланы серии «Славутич». Под руководством Антонова разработана система автоматизированного проектирования транспортных самолетов, введены клеесварные соединения и композиционные материалы, развиты методы авиастроительной экономики.

Ан-225 «Мрия»
Ан-225 «Мрия»

В ноябре 1965 года подписал открытое письмо в ЦК КПСС (так называемое письмо 78-ми) с протестом против политических репрессий в отношении представителей творческой интеллигенции УССР и дискриминации украинской литературы.

Олег Антонов
Олег Антонов
Олег Антонов

Олег Константинович Антонов он был трижды женат, отец четырех детей, успел стать дедушкой.

Первой его женой была Елена Сергеевна Кочеткова, которая вместе с Антоновым проектировала планеры, были даже планеры ее конструкции. 1936 у них родился сын Ролан, который умер в возрасте 54 лет.

Со второй женой Елизаветой Аветовна Шахатуни Антонов познакомился 1937 года, через год они поженились. Антонов тогда начал самостоятельную работу над самолетом ОКА-38, Е. А. Шахатуни рассчитывала прочность самолетов в ОКБ Лавочкина. А с 1940 они стали работать вместе. Во время войны создавали десантные планеры, позже работали в ГКБ Яковлева. Дочь Анна Антонова родилась в 1948-м в Новосибирске. Окончила Московский физико-технический институт, кандидат технических наук, профессор кафедры высшей математики Национального авиационного университета в Киеве. Дочь Анны — Вета окончила факультет международных отношений Киевского госуниверситета, живет и работает во Франции.

Третья его супруга Эльвира Павловна Антонова — инженер-программист. Их дочь Елена после МАИ работала в ГКБ Илюшина, сын Андрей — художник-дизайнер.

Олег Антонов

Олег Антонов оставил в наследство не только уникальную школу авиастроения, но и собственный пример многогранной творческой личности. Антоновым создано около 100 живописных картин.

Олег Антонов
Олег Антонов
Олег Антонов
Олег Антонов

Жил в Киеве. По одной из версий, трагически скончался после жестокого избиения милиционерами.

В 1985 году в Киеве именем авиаконструктор О.К. Антонова была названа улица.

Олег Антонов
Аннотационная доска на улице Антонова, 3 в Киеве.

В Киеве на территории авиационного научно-технического комплекса, носящего имя О.К. Антонова (улица Академика Туполева, 3) установлен памятник. Скульптор А.С. Шаталов, архитектор А.А. Сницеров.

Олег Антонов
Памятник О. К. Антонова в Киеве.

На фасаде дома по улице Огарева, 1, где в 1957—1984 гг. он жил, была установлена мемориальная доска.

Олег Антонов
Мемориальная доска, Киев, улица Огарева, 1.

Похоронен на Байковом кладбище в Киеве (участок № 7).

Олег Антонов
«Олег Антонов — человек неба» — документальный фильм — Интер.

Использованные материалы — Википедиясайт antonov.com.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest