История Киева

Мост Метро. История

Из истории киевских мостов — мост Метро.

Мост Метро — один из мостов через Днепр в Киеве. Открытый 5 ноября 1965 года. Двухъярусное сооружение для движения метропоездов (верхний ярус, посередине) и автотранспорта (нижний, по бокам). Мост спроектирован киевским филиалом ГПИ «Союздорпроект» Автор проекта и главный инженер проекта строительства моста — Фукс Георгий Борисович.

Мост Метро является первым в мире арочным сооружением с большими пролетами, спроектированным на сухих стыках. Общая длина моста 684,5 м, ширина — 28 м. Мост состоит из шести пролетов арочно-консольной конструкции и двух неполных пролетов, упирающихся в береговые устои.

Линия метро вынырнув из крутого склона горы пересекает платформы станции «Днепр» Набережного шоссе и идет по верхнему ярусу моста. 
На нижнем ярусе расположились въезды для автомобилей с шоссе, преодолев треть моста все пути сходятся на одном уровне.

Ближе к левому берегу автомобильное полотно снова спускается к берегу, в то время, как линия метро продолжает идти по эстакаде, идя в сторону от автомобильной дороги (Броварского проспекта) плавно спускаясь до уровня земли на котором расположена станция «Гидропарк».

мост Метро

Далее линия метро идет по земле, пересекает Русановский пролив через одноименный метромост и идет дальше на восток. На фото: Русановский метромост, вид на запад, далеко видна станция «Гидропарк».

мост Метро

С чего все начиналось. Проекты

История моста Метро в Киеве довольно длинная и не менее интересная. В 1853 году в городе был возведен первый капитальный мост через Днепр — Николаевский цепной мост, именно он стал прародителем моста Метро в Киеве. В 1920 году белополяки взорвали одну из опор этого моста, а так как он был цепной, то разрушенная опора потянула за собой и остальные. За разработку проекта восстановления моста взялся Е.О. Патон. Сохранив систему цепей, он заменил каменные конструкции металлическими, сделав их более высокими, соответственно были приподняты и пролеты. Новый мост, был назван в честь активной участницы революционного движения Евгении Бош, был взорван в 1941 году отступающими советскими войсками.

Разработка проекта моста Метро началась сразу после окончания Великой Отечественной войны, очень была остра необходимость связать два берега Днепра. Первоначально, планировалось восстановить взорванный мост Евгении Бош, однако, впоследствии было решено вместо него построить южнее мост, получивший имя инженера Патона. К идее восстановления взорванного моста вернулись спустя несколько лет, когда было решено строить линию метро на левый берег, которая должна была пересечь Днепра через мост (а не под рекой, как планировалось до Войны). Построить его решили на месте взорванного моста Евгении Бош. Основной целью его возведения было обеспечить соединение метрополитена с левым берегом и в первоначальных проектах планировалось строительство мостового перехода только для линии метрополитена, о сооружении мостов для движения автомобильного транспорта речи не велось.

Портал тоннеля сооружался с таким расчетом, что при его возведении будут использованы уцелевшие конструкции моста имени Евгении Бош. Однако, в 60-х годах, когда уже непосредственно шла разработка проекта моста, оказалось, что данные опоры совсем не годятся для этих целей, так как их состояние не позволяет их использовать. К тому же их форма помешала бы при установке новых опор. Именно в этот момент возникает идея построить мост, предназначенный для поездов метро и одновременно для автотранспорта. Было предложено сделать мост двухъярусным, добавив еще полосы для движения автомобилей с целью увеличения машинопотока.

Мост Метро было решено сооружать на несколько метров севернее бывшего цепного моста и в годы обмеления реки в воде хорошо видны остовы его опор, которые были уничтожены во время строительства нового моста. После проведённых расчетов поступило указание, что удорожание строительства моста должно быть минимальным, это и объясняет узкие полосы движения и довольно неудобный подъезд к мосту.

Так мост выглядел на проектных эскизах.

мост Метро

Мост был спроектирован киевским филиалом ГПИ «Союздорпроект». Автор проекта и главный инженер — Г.Б. Фукс (он также является автором таких мостов, как Северный, Южный и Подольский). 

мост Метро

Мост можно считать двухъярусным (нижние (боковые) яруса предназначены для автомобилей и пешеходов, верхний — для поездов метрополитена), хотя разница высот между ярусами в средней части моста практически сведена на нет. 

мост Метро

На правом берегу мост завершает эстакада станции «Днепр»; со стороны Гидропарка — эстакада для поездов метро над автодорожной развязкой.

мост Метро

Как уже говорилось, Мост Метро построен рядом с бывшим Цепным (Николаевским) мостом, разрушенным в 1920 г., и созданным на его основе мостом им. Евгении Бош, который в свою очередь был взорван во время Великой Отечественной войны. На фото видно завершение строительства станции метро «Днепр» и процесс подрыва одной из опор моста Е. Бош. По центру фото трасса будущего моста Метро.

мост Метро

Строительство

В 1960 году началось строительство третьей очереди киевского метрополитена, в состав которой входили станции: «Гидропарк», «Никольская слободка» и «Соцгород»  (в конце 1964 года, двум последним станциям присвоены другие названия), две из них располагались на левом берегу Днепра, одна на Венецианском острове. Также за станцией «Соцгород» планировалось сооружение метродепо. Самым проблемным участком в этой части трассы было сооружение над Днепром моста Метро.

Строительство моста началось в 1960 году, однако, первоначальный проект моста подразумевавший сооружение безраспорной арочно-консольной системы пролётных сооружений, в процессе строительства постоянно удешевлялся и менялся, каждое изменение в проекте должно было быть одобрено в соответствующих инстанциях, что иногда занимало достаточно много времени, это в свою очередь отражалось и на скорости строительства. Также часто на пути строительства вставали и погодные условия: весной 1962 года вода в Днепре поднялась слишком высоко и затопила строительную площадку, в результате основные работы по сооружению моста были приостановлены. 

Изначально открытие мостовых переходов было запланировано на 1963 год, однако в свете вышеописанных обстоятельств, в этот момент ещё вовсю шли строительные работы на строительстве Русановского метромоста (моста через Русановскую протоку), который расположен на перегоне «Гидропарк» — «Левобережная». Лишь утром 15 сентября 1965 года строители сдали верхнюю эстакаду моста Метро и метростроевцы приступили к укладке путей на этом участке. 6 ноября 1965 года, пассажиры впервые пересекли Днепр на поездах метро. Движение по мосту и новому участку открывали вагоны нового типа Е.

Начало строительства моста. Надпись на кране — «Комсомольско-молодежная стройка».

мост Метро

Строительство свай под первые опоры.

мост Метро

Мост является первым в мире крупным железобетонным арочным сооружением на сухих стыках: отдельные железобетонные элементы моста соединены между собой металлическими болтами, а не путем омоноличивания мест соединения бетоном. На фото виден процесс сборки первых несущих арок моста.

мост Метро

На готовых арках (полуарках) моста собирались автодорожные уровни.

мост Метро

Затем монтировался верхний ярус.

Строительство свай под опоры моста.

Собраны первые два арочных пролета со стороны правого берега.

мост Метро
мост Метро

По мере сборки, которые началась от берегов, обе половинки моста постепенно приближались навстречу друг другу.

мост Метро

Отдельные блоки арок монтировались как консоли на подпорках или подвесах до тех пор, пока не соединялись в цельную арку.

мост Метро

В процессе составления арок также выполнялась натяжка арматуры внутри них. 

мост Метро

Панорама строительства моста.

мост Метро
мост Метро
мост Метро
мост Метро

Устройство развязки со стороны Гидропарка.

мост Метро

Укладка верхнего строения пути метрополитена на насыпи, примыкающей к мосту Метро со стороны левого берега.

мост Метро

Подведение пути и другие последние штрихи возле станции «Днепр».

мост Метро

Мост практически готов к открытию.

мост Метро

Неотъемлемой частью мостового перехода является Русановский метромост через одноименный пролив между Гидропарком и левым берегом. 

мост Метро

Открытие

Торжественный митинг на открытии моста Метро.

мост Метро
мост Метро

Символическая лента.

мост Метро

Свежепостроенный мост.

мост Метро

Плановая пропускная способность моста невелика — 20-25 тысяч машин в сутки. На самом деле мост пропускает через себя до 45 000 авто в сутки.

мост Метро

На подъезде к станции «Днепр».

мост Метро

Станция «Днепр» больше не конечная. Обратите внимание на пассажиропоток, который даже близко не стоит с сегодняшним.

мост Метро

Мост Метро. Старые фото

Эстакада моста со стороны Гидропарка.

мост Метро

На левом берегу еще нет ни гостиницы «Турист», ни других известных сегодня ориентиров.

мост Метро

Фото моста с лаврской колокольни. Судя по количеству мелких «островков» рядом с мостом, сделано оно скорее всего до заполнения Каневского водохранилища.

мост Метро

Паводок в 1970 году.

мост Метро

Вид на мост Метро. На заднем плане возвышаются строения Русановки.

мост Метро

Изгиб трассы метро со стороны Гидропарка.

мост Метро

Станция «Днепр» в 1990-х.

мост Метро

Освещение моста осуществляется сплошными линиями люминесцентных светильников расположенных вдоль ограждения линии метро на высоте около 2 метров.

мост Метро

Мост Метро в 1987 году.

мост Метро
мост Метро

Один из самых популярных видов позднесоветского Киева. 

мост Метро

1982 год. На заднем плане строится гостиница «Турист» (фото Укринформ).

мост Метро

Этот же ракурс через 16 лет (фото Укринформ).

мост Метро

Набережная в начале 90-х (фото Укринформ).

мост Метро

Мост Метро в обычный весенний паводок. (Фото Укринформ).

мост Метро
мост Метро

Современность моста Метро

Около 30 лет мост Метро эксплуатировался практически без единого ремонта, что привело к активизации коррозионных процессов, поэтому в 90-х годах ХХ века была проведена частичная реконструкция проезжей части. Однако, эти меры временные. Дело в том, что арочные пролеты, несмотря на прошедшее время, еще могут существовать, а вот бетонные элементы и арматура, к сожалению, оставляют желать лучшего. Согласно экспертным оценкам, необходимо проведение работ по замене гидроизоляции моста, обновлению покрытия проезжей части и тротуаров, восстановлению подлежат бетонные элементы конструкций моста и деформационные швы. Однако, до настоящего момента каких-либо серьезных ремонтных работ не начиналось.

2 января 2019 вышло Распоряжение КГГА об утверждении проекта капитального ремонта автопроездов моста. Продолжительность капитального ремонта рассчитана на 22 месяца. Сметная стоимость на 2 ноября 2018 должна была составить 1,825 млрд. грн (64800000 долл, или 56900000 евро на 2.11.2018). Из важных изменений — планируется расширить тротуарную часть из 2,5 до 3 метров с обустройством велодорожек.

С 2008 года мост имеет статус «только выявленный объект культурного наследия», памятник архитектуры и градостроительства, науки и техники (охранный номер 529/2-Кв).

Современный вид моста Метро.

мост Метро
мост Метро
мост Метро
мост Метро
мост Метро
мост Метро
мост Метро

Использованы материалы — ВикипедияМир метро

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *