Киевский театр оперетты. История

Из истории киевских театров – Киевский национальный академический театр оперетты.

Киевский национальный академический театр оперетты (Киевская оперетта) — опереточный театр в Киеве, расположенный в здании бывшего Троицкого народного дома, построенного в начале ХХ века на благотворительные средства. Организован в 1934 году как Государственный театр музыкальной комедии УССР, с 1966 года театр именовался как Киевский государственный театр оперетты, с 2004 года академический, в 2009 году театру присвоен статус национального. Расположен на углу улиц Большой Васильковской и Жилянской, по адресу ул. Большая Васильковская, 53.

Киевский театр оперетты.  История
Киевский национальный академический театр оперетты

В 1882 году учредили устав общества грамотности. Целью его было распространение грамотности и «религиозно-нравственного просвещения в народе», работало на территории Юго-Западного края. Председателем совета избрали киевского гражданского губернатора С. Н. Гудым-Левковича. Его заместителями стали ректор университета св. Владимира Н. К. Ренненкампф и директор 1-й гимназии А. Ф. Андрияшев. Через два года Гудим-Левкович отказался от должности, и руководство перешло к Андрияшеву. В 1897 г. председателем был избран главный редактор журнала «Киевская старина» В. П. Науменко.

В 1899 году Киевское общество грамотности обратилось в Городскую думу с инициативой о строительстве народного дома. Предложением занялся городской голова Степан Сольский, и до конца года было издано постановление о бесплатном предоставлении участка по ул. В. Васильковской, 51, в пределах усадьбы Троицкой церкви, построенной здесь в 1859 году. Губернский архитектор Г. Антоновский согласился бесплатно разработать проект, он отказался также от вознаграждения за авторское наблюдение. Для строительства (не считая средств на отделку и приобретение имущества) необходимо было более 100 тыс. рублей. Значительная часть этой суммы была получена из благотворительных взносов. Большие пожертвования сделали Л. Бродский (12 тыс. рублей) и Н. Терещенко (2569 рублей), также 10 тыс. рублей было получено от Киевского губернского попечительства о народной трезвости и 20 тыс. рублей выделило Министерство финансов. Владельцы некоторых кирпичных заводов отдали на строительство более 100 тысяч штук кирпича. Генерал-губернатор М. Драгомиров был избран почётным опекуном строительства, благодаря его поддержке удалось получить субсидию из бюджета.

Торжественная закладка здания состоялась 24 (12 по ст.ст.) июля 1901 года. Подрядчиком выступила известная строительная фирма Л. Гинзбурга, выполнившая работы в кредит, часть работ подрядчик совершил бесплатно. Электроосветительное оборудование установлено Российским электрическим обществом «Унион». В 1902 году надзор за строительством осуществлял архитектор П. Голландский. Строительство было завершено к осени 1902 года.

2 декабря (20 ноября по ст.ст.) 1902 года состоялось его торжественное открытие и освящение народного дома.

Киевский театр оперетты.  История
Народный дом, начало 20-го ст.

Здание главным (западным) фасадом выходит на красную линию Большой Васильковской ул. Оно двухэтажное, с подвалом, кирпичное, оштукатуренное и покрашенное. В плане прямоугольное, вытянуто по оси запад — восток, центральный вход — с главного фасада. На продольной оси здания последовательно расположены фойе, вестибюль, зрительный зал и сценическая часть. К центрально расположенному зрительному залу с востока прилегает сценическая коробка, а с трёх остальных сторон он окружён помещениями фойе и кулуаров. Зал первоначально был рассчитан на 1006 зрителей, после реконструкции — на 799. С южной и северной стороны от зала имеются две лестничные клетки. В зале имеются партер и два яруса балконов, опирающиеся на чугунные колонны. Перекрытия плоские из бетонных балок, крыша скошенная, на стропильных фермах.

Здание построено в рациональных архитектурных формах, с максимальным использованием конструктивных и декоративных возможностей кирпичной кладки. По всем фасадам проходит горизонтальный гурт, разделяющий здание на два этажа. Окна большие, прямоугольные, вытянутых пропорций, что обычно не свойственно театральным зданиям. Над окнами — клиновидные перемычки с развитым замковым камнем. Простенки узкие, оформлены пилястрами. Карниз, завершающий здание — простого рисунка, его профиль характерен для модернистской архитектуры. Стены лестничных клеток оформлены рустом, в них имеются арочные окна. По центру западного фасада имеется аттиковый полуэтаж, по высоте соответствующий зрительному залу. На центральной части главного фасада над тремя окнами второго этажа имеются фрагменты лепного декора, а по краям центральной части — овальные ниши с установленными в них бюстами Т. Г. Шевченко и Н. В. Гоголя. Лепной декор имеется также в зрительном зале — украшен потолок, портал сцены и ограждения балконов.

В народном доме была бесплатная библиотека-читальня (заведующий Е. Кивлицкий), здесь работали просветительские заведения – разные курсы, в частности, для учителей, проходили общественные мероприятия – лекции, народные чтения, концерты. Передвижным музеем учебников заведовал М. Биляшевский. В 1908 году в музее насчитывалось 1560 наименований и 10506 экземпляров учебных изданий, которые давались во временное пользование частным и полковым школам, городским и коммерческим училищам, приютам. В годы революции 1905-1907 годов помещения народного дома использовались социал-демократами для ведения революционной пропаганды. В октябре 1905 года здесь были организованы первые в Киеве профсоюзы рабочих, в 1906 году под видом культурно-просветительской комиссии работало Центральное профсоюзное бюро. В 1907 году народный дом подвергся жандармскому осмотру, во время которого на центральном книжном составе выявлены 764 экземпляра запрещенных политических изданий – работы В. Ленина, Г. Плеханова, произведения А. Герцена, Максима Горького и другие. В том же году 13 ноября (31 октября по ст.ст.) Общество грамотности было закрыто, его собственность и сам народный дом передали в муниципальную собственность и в ведение специальной комиссии Киевской городской управы. Музей учебников в 1914 году передан Киевскому учебному округу.

Помещение народного дома сдавалось в аренду общественным организациям, политическим партиям, редакциям периодических изданий. В 1902—1907 годах здесь работала редакция украиноведческого журнала «Киевская старина» (в 1907 году его преемник — литературно-публицистический журнал «Украина»). В состав редколлегии, которая заседала на втором этаже, входили Д. Дорошенко, Е. Кивлицкий, А. Левицкий, С. Петлюра, Е. Трегубов, Я. Шульгин.

В 1907—1908 годах в здании работает отделение редакции газеты «Рада», издававшейся Е. Чикаленко. Главное помещение редакции размещалось на улице Ярославов Вал, 6.

В 1907-1910 годах помещение на втором этаже занимало правление Киевского общества «Просвіта». Общество было создано в 1906 году для распространения научных знаний и воспитания национального самосознания населения. Главами общества в те годы были Б. Гринченко (1906-1909) и С. Тимошенко (1909-1910). Деятельность общества распространялась преимущественно на Киев и его окрестности, так как создавать филиалы этой организации запретили. В 1909 году киевская «Просвіта» насчитывала более 620 членов. В марте 1909 года общество организовало в народном доме лекции по истории Украины, которые прочли на украинском языке В. О’Коннор-Вилинская и Л. Старицкая-Черняховская.

В феврале 1910 года встал вопрос о ремонте зрительного зала и сцены. Городские власти отметили, что если ремонт не сделать немедленно, то в следующий зимний сезон спектакли могут быть запрещены. Потому комиссия просила думу разрешить взять в кредитном обществе 30 тыс. руб. под залог народного дома. При этом все расчеты по ссуде предполагалось проводить за счет его доходов. Разрешение было получено и ремонт выполнен.

В 1913 году в Киеве прошла Первая Всероссийская спортивная олимпиада. Олимпийский комитет разместился в Троицком народном доме, его председателем был врач А. Анохин, заместителями – врач и спортивный деятель Е. Гарнич-Гарницкий и полковник И. Харжевский. В распоряжении комитета было 10 000 рублей, просьба выделить еще 5000 была отклонена правительством, от царя и членов императорской семьи было предоставлено только несколько призов. Потому комитет был вынужден организовать сбор дополнительных средств. Первая российская олимпиада была организована с целью подготовки участия России в Берлинской олимпиаде 1916 года. В ней участвовало более 500 спортсменов из 9 городов, было установлено 9 всероссийских рекордов. Проведение олимпиады стало важным этапом истории спорта в России, для Киева она стала значительным стимулом к ​​росту спортивных организаций.

В 1917-1918 годах в Троицком народном доме работала общественная организация «Украинский военный клуб имени гетмана Павла Полуботка». Здесь 16 марта 1917 состоялось учредительное собрание Украинского военного организационного комитета под председательством полковника М. Глинского. На собрании создан клуб им. Полуботка и утвержден его устав, разработанный М. Михновским. Восемнадцатого марта состоялось общее собрание членов клуба, на котором определили главную цель — создание национальной армии.

Сразу после строительства зрительный зал и вспомогательные помещения начали сдаваться в аренду театральным коллективам. На срок с 1 сентября 1902 по 16 октября 1905 был заключен договор с украинским антрепренером М. Бородаем, который содержал оперную труппу, и с дворянами И. Горновским и В. Римским-Корсаковым. Опера Бородая продолжала выступать в народном доме и после окончания контракта, до 1907 года, но ее выступления не имели большого успеха. Следующий арендный договор был заключен на срок 16 октября 1905 — 1 июля 1910 с И. Дуван-Торцовым, но весной 1907 права на аренду этот антрепренер передал М. Садовскому.

Театр Садовского работал в народном доме до 7 мая 1917 года. Садовский был его главным режиссером, сам проживал в этом доме. В театр приглашались для разовых выступлений известные оперные певцы, здесь во время учебы пел в хоре И. Козловский, здесь же он дебютировал в качестве оперного певца в 1918 году, исполнив партию Андрея в опере С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем». С театром сотрудничали композиторы Н. Лысенко и К. Стеценко, несколько опер Лысенко впервые были поставлены на этой сцене. С 1916 года в театре Садовского работала труппа Леся Курбаса, а 16 мая того же года возник театральный кружок, на основе которого через год был создан «Молодой театр».

Весной 1917 года в помещениях театра Садовского проходили собрания театральных деятелей, на которых было организовано Украинское театральное общество, созван Всеукраинский театральный совет, основан еженедельник «Театральные вести» (первый номер вышел 1 апреля). 24 апреля основан комитет Украинского национального театра, работа которого непосредственно опекалась властями УНР. В результате была создана труппа, которая арендовала Троицкий народный дом и в сентябре 1917 года открыла в нём «Украинский национальный театр» (известен также как «Национальный образцовый театр»). В 1918 году при Украинской Державе произошла реорганизация театральных структур, вместо комитета Украинского национального театра действовал Театральный совет, театр в народном доме 14 августа преобразован в «Государственный народный театр». В 1919 году, при Директории УНР, театр переименован в «Украинский народный театр», а затем в «Народный театр». До 15 сентября 1922 года театром руководил П. К. Саксаганский, а затем снова произошла реорганизация и создан Государственный драматический народный театр Губполитпросвета, с 12 января 1923 года — Театр им. М. Заньковецкой. Но уже в феврале того же года коллектив вынужден был уехать из Киева, ныне (с 1944 года) работает во Львове.

Киевский театр оперетты.  История
М. К. Заньковецкая (1860-1934) / Н. К. Садовский (1856-1933)

В 1919 году с 27 мая по 17 августа в народном доме выступал Первый театр УСР им. Т.Г.Шевченко (ныне Днепропетровский драматический театр имени Т.Шевченко).

В начале 1928 года Садовский обратился к городским властям с просьбой отдать бывший театр им. Заньковецкой ему в аренду. Но решение президиума Киевского окрисполкома было отрицательным: «В связи с тем, что театр находится в использовании Союзом металлистов как клуб, и что в городе теперь невозможно найти другое помещение под клуб, ходатайство отклонить». В том же году, кроме клуба, здесь также размещался Украинский передвижной рабочий театр киевских профсоюзов.

Наконец, в 1934 году, после 12-летнего запрета со стороны советской власти на выступления театров оперетты, бывший народный дом был передан вновь Театру музыкальной комедии. 10 декабря президиум горсовета принял: «Из здания театра Музкомедии по ул. Красноармейской, 51а выселить ФЗУ завода «Домбаля» (Киевский завод электротранспорта им. Дзержинского), переселив ФЗУ в помещение школы им. Ратманского (ул. Пролетарская (Горького), 69) на вечернюю смену. Срок исполнения двое суток».

Рождение Киевского театра оперетты обозначают двумя датами 13 января 1934 года – открыт стационарный театр музыкальной комедии под руководством В. Бенедиктова (актеры: Н. Родошальский, Р. Робертов, Т. Юдина, Л. Огарев, А. Астахов, Ю. Адынская; балетмейстер — С. Томилин и др.) и 14 декабря 1935 года – состоялась первая премьера – «Летучая мышь» Й. Штрауса, а вскоре свет рампы увидел спектакль впервые поставленный на украинском языке «Продавец птиц» К. Целлера.

Киевский театр оперетты.  История
Афиша театра, 1935 год

Главным принципом творческой жизни коллектива избран почет к достоянию классического опереточного наследия. Эти принципы и дальше определяли смелые художественные поиски основателей столичного коллектива.

В 1938 году на сцене театра впервые была поставлена ​​украинская оперетта — «Свадьба в Малиновке» А. Рябова.

В годы войны Киевский театр оперетты был эвакуирован в Казахстан. Два театральных сезона работы в Алма-Ате способствовали укреплению тесных творческих связей между художниками Украины, Казахстана и России. Осенью 1944 года музкомедия вернулась из эвакуации домой.

В течение 1950—60 годов в киевскую оперетту пришло много талантливой молодежи. Позже это будут признанные мастера: Д. Шевцов, А. Михайлов, К. Мамыкина, В. Борисенко и другие.

В 1966 году театр стал Киевским государственным театром оперетты.

Период 1970-1990-х годов отмечен новыми яркими событиями в творческой жизни Киевской оперетты. С ними связаны имена выдающихся режиссеров, дирижеров, драматургов и композиторов второй половины ХХ века: В. Бегмы, В. Шулакова, С. Смеяна, Д. Шевцова, Б. Шарварко, Ю. Рыбчинского, В. Лукашова и многих других. Репертуар театра наполняли самые разные по жанрам и тематике спектакли: «Три мушкетера» М. Дунаевского, «Товарищ любовь» В. Ильина, «Фиалка Монмартра», «Принцесса цирка», «Сильва», «Баядера» Имре Кальмана, «Севастопольский вальс» К. Листова, «Кадриль» В. Гроховского, «Звездное время», «Сто первая жена султана» А.Филипенко.

Киевский театр оперетты.  История
Киевский театр оперетты, 1981 год

В 90-х годах сокровищем и гордостью труппы театра оперетты являются уважаемые мастера сцены, народные артисты Украины – Т. Тимошко-Горюшко, Л. Маковецкая, С. Павлинов, В. Чемена, В. Алешина-Костюкова, А. Трофимчук, О. Кравченко, В. Богомаз, режиссер С. Смиян, главный балетмейстер О. Сегаль. За спиной этих метров – невероятно интересный, наполненный разноцветными цветами сценический опыт.

С 2003 года Киевский театр оперетты возглавил художественный руководитель и директор Б. Струтинский. За короткое время под руководством молодого руководителя киевская оперетта претерпела кардинальные изменения. В первую очередь, это связано с обновлением творческого состава и успешными классическими и современными постановками. Новый художественный руководитель открыл новую страницу истории творческого коллектива. Несмотря на инерцию стереотипов, режиссер смело ввел неординарные мероприятия, пригласил молодежь и создал благоприятные условия для творческой самореализации. Последние театральные сезоны ознаменовались для театра оперетты значительными изменениями и положительными сдвигами в творческой жизни.

В 2004 году театру присвоен новый статус – Киевский академический театр оперетты.

Киевский театр оперетты.  История
Киевский театр оперетты

В октябре 2004 года по инициативе и в постановке Богдана Дмитриевича спектаклем «Званый ужин с итальянцами» Ж. Оффенбаха в театре оперетты была открыта камерная сцена. Это событие начинает серию творческих экспериментов, ведь «Театр в фойе» был задуман как поисковая мастерская для творческой самореализации актеров и режиссеров.

В декабре 2009 года Киевский академический театр оперетты отметил свой 75-летний юбилей и по этому случаю за весомый вклад в дело национального духовного возрождения и высокий творческий уровень получил статус Национального.

В 2021 году была произведена масштабная реконструкция здания и помещений театра.

Киевский театр оперетты.  История
Киевский театр оперетты.  История
Киевский театр оперетты.  История
Киевский театр оперетты.  История

Сегодня театр оперетты позиционирует себя как театр широкого профиля. На сцене Киевской оперетты с успехом идет классическая оперетта, современные и классические мюзиклы, широко представлены разнообразные концертные программы (шоу-программы, концерты симфонического оркестра, оперные и балетные концерты), смело реализуются творческие эксперименты.

Киевский театр оперетты.  История
Киевский театр оперетты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрепите на Pinterest